Фотографии военных самолётов

Истребитель МиГ-21
Тактико-технические характеристики:

    МиГ-21 является наиболее удачным реактивным истребителем второго поколения. До настоящего времени он продолжает оставаться самым массовым (по числу построенных) сверхзвуковым самолетом в мире.

    Работы по созданию легкого фронтового истребителя, воплотившего в своей конструкции опыт воздушных боев в Корее 1951-1953 гг. начались в 1954 году. В ОКБ А.И. Микояна был построен ряд опытных самолетов с треугольным и стреловидным крылом, на которых отрабатывались отдельные элементы конструкции перспективной машины. Прототип серийного истребителя - самолет Е-6/1 с двигателем Р-11Ф-300 - впервые поднялся в воздух 28 мая 1958 года (его пилотировал летчик-испытатель В.А. Нефедов). В 1958 году началась постройка МиГ-21 войсковой серии, а 1959-1960 гг. в Москве и Тбилиси была выпущена серия истребителей МиГ-21Ф. Эти самолеты были оснащены пушками НР-30 (30 мм), НАР и бомбами на двух подкрыльевых узлах внешней подвески.

    Следующая модификация МиГ-21 Ф-13 - наиболее массовый вариант дневного истребителя МиГ-21, впервые в советских ВВС оснащенный управляемыми ракетами с ТГС, строился на Горьковском авиазаводе в 1960-1962 гг. и на ММЗ "Знамя труда" (ныне - МАПО) в 1962-1965 гг. Китаю была передана лицензия на выпуск этих самолетов, где они строились под обозначением J-7.194 истребителей МиГ-21Ф-13 было выпущено по лицензии и в Чехословакии.

    Следующим этапом в эволюции МиГ-21 стало создание всепогодного фронтового истребителя (иногда классифицировался и как фронтовой истребитель-перехватчик) МиГ-21П. Его серийными модификациями стали самолеты МиГ-21 ПФ (строился в 1962-1964 гг. в Горьком и в 1964-1968 гг. на ММЗ "Знамя труда"). МиГ-21ПФ получил, также, более мощный двигатель Р-11Ф2-300.

    Экспортным вариантом этого самолета стал МиГ-21 ФЛ, выпускавшийся в 1965-68 гг. на ММЗ "Знамя труда", а также в Индии фирмой HAL по советской лицензии (1966-1969 гг.). В 1964 году была создана модификация МиГ-21 ПФМ с усовершенствованным двигателем Р-11Ф2С-300 (ее серийный выпуск осуществлялся в Горьком в 1964-64 гг. и ММЗ "Знамя труда" в 1966-68 гг.). На базе МиГ-21ПФМ в 1966 году был построен экспериментальный самолет МиГ-21 ПД с двумя подъемными двигателями и неубирающимся шасси.

    В 1965 году появились истребитель МиГ-21С (серия в Горьком в 1965-1968 гг.) и фронтовой самолет-разведчик МиГ-21Р, выпускавшийся в 1965-1971 гг. в Горьком. Опыт боевого применения авиации во Вьетнаме и на Ближнем Востоке диктовал необходимость оснащения МиГ-21 более мощным двигателем, позволяющим улучшить разгонные характеристики и скороподъемность. МиГ-21СМ с новым двигателем Р-13-300 серийно строился в 1968-74 гг. в Горьком. Его экспортный вариант МиГ-21М - выпускался в 1968- 1971 гг. на ММЗ "Знамя труда", а также в Индии фирмой HAL по советской лицензии (с 1971 года). Дальнейшим развитием МиГ-21СМ стали самолеты МиГ-21МФ (строился в 1975 году в Горьком и в 1970-1974 гг. - на ММЗ "Знамя труда"), МиГ-21МТ (1971 г., ММЗ "Знамя Труда") и МиГ-21СМТ (1971-1972 гг.. Горький).

    Последней серийной модификацией МиГ-21 стал истребитель МиГ-21бис, созданный в 1971 году и оснащенный ТРДФ Р-25-300. По сравнению с самолетами предыдущих серий он имел лучшие маневренные и разгонные характеристики, большую скороподъемность. Маневренность самолета оказалась сопоставимой с маневренными характеристиками зарубежных истребителей завоевания превосходства в воздухе четвертого поколения - F-15, F-16 и "Мираж"2000. МиГ- 21бис серийно строился в г. Горьком в 1972-1974 гг. (выпущено 2030 самолетов), поставлялся ВВС СССР и ряду зарубежных стран.

    Для подготовки летчиков-истребителей был создан учебно-тренировочный самолет МиГ-21у, совершивший первый полет 17 октября 1960 года (летчик-испытатель П.М. Остапенко). Эта машина серийно строилась в 1962-1966 тт. на авиазаводе в Тбилиси (выпущен 181 самолет) и в 1954-1968 гг. на ММЗ "Знамя Труда" (для поставок на экспорт). Усовершенствованная учебно-тренировочная модификация, МиГ-21уС, выпускалась в Тбилиси в 1976-1970 гг. (347 самолетов), а в 1971 году там началась постройка самолетов МиГ-21уМ (выпущено 1133 машин этого типа).

    На ММЗ "Знамя труда" было построено, в общей сложности, 3203 самолетов МиГ-21 различных модификаций, в г. Горьком - 5278 самолетов и в Тбилиси -1677 (из них 17 ис- требителей, остальные УТС). Таким образом, только в СССР построено 10.158 самолетов МиГ- 21.

    К середине 1990-х годов МиГ-21 по-прежнему оставался самым массовым истребителем в мире. Однако если по своим летным характеристикам самолет (особенно его последняя модификация МиГ-21бис) по-прежнему оставался на уровне требований времени, то БРЭО и вооружение истребителя устарело. Перед ОКБ им. А.И. Микояна была поставлена задача проведения глубокой модернизации самолета (в противном случае страны-владельцы МиГов могли обратится за помощью к западным странам и Израилю, также предлагавшим свои варианты "продления жизни" этого самолета). В

    1993 г. АНПК МиГ совместно с Нижегородским государственным авиастроительным заводом "Сокол" создало такой самолет - МиГ-21-93. Новое БРЭО, в состав которого входит БРЛС "Копье", разработанная НПК "Фазотрон", сделало модернизированный истребитель многоцелевым. МиГ-21-93 способен вести всеракурсный воздушный бой на средних и малых дальностях с применением ракет класса "воздух-воздух" средней дальности; осуществлять высокоманевренный ближний бой с применением всеракурсных ракет и пушки; выполнять перехват ударных и разведывательных самолетов и вертолетов (в том число и находящихся в режиме висения);осуществлять воздушную разведку с использованием БРЛС; поражать как площадные, так и малоразмерные наземные (морские) цели неуправляемым оружием и корректируемыми авиабомбами (КАБ); бороться с морскими целями и РЛС противника при помощи УР класса "воздух-поверхность". В 1994 г. с правительством Индии был заключен договор о переоборудовании 120 самолетов МиГ-21бис в вариант МиГ-21-93 (АНПК МиГ выиграл тендер у израильской фирмы "IAI", также предложившей Индии свой вариант модернизации - МиГ-21-2000).

    Для самолетов семейства МиГ-21 создана и более совершенная БРЛС "Суперкопье", имеющая меньшие габариты, большую дальность обнаружения и увеличенное число од- новременно сопровождаемых целей.

    На самолетах более ранних модификаций (например, МиГ-21МФ), имеющих меньший объем отсека радиолокационного оборудования, может устанавливаться малогабаритная БРЛС "Москит".

    Серийный выпуск самолета МиГ-21 прекращен. Он состоит или состоял на вооружении ВВС ряда стран СНГ, а также ВВС Алжира, Анголы, Бангладеш, Болгарии, Буркина Фасо, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Эфиопии, Финляндии, Гвинеи, Венгрии, Индии, Ирака, Югославии, Лаоса, Ливии, Мадагаскара, Монголии, Нигерии, КНДР, Вьетнама, Польши, Румынии, Сомали, Судана, Сирии, Уганды, Замбии.

|Главная|
Обновился раздел Анекдотов
Пишите мне
Hosted by uCoz