Летали и погибали, чтобы победить!

(Фронтовые воспоминания о битве за Крым)

 Весна 1944 года. Выход наших войск на левобережье Днепра, освобождение Мелитополя, Скадовска позволил расширить боевые действия авиации Черноморского Флота на западном побережье Крыма в районе Севастополя, Евпатории.

            С Кавказа в район Скадовска перебазируются ряд частей бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Перебазируется и наша 3-я эскадрилья 30-го разведывательного полка для ведения воздушной разведки в направлениях Севастополя, Одессы, Николаева, Очакова. Для действий на морских коммуникациях из района Новороссийска в Скадовск перебазируется соединение торпедных катеров. Это был героический и беспримерный переход в ночных, штормовых условиях вокруг занятого врагом Крыма. Основная, как предполагалось, наиболее опасная часть маршрута, успешно преодолена. Оказалось же, что завершающая его часть, уже в районе Каркинитского залива таила в себе наибольшие трудности и опасность. Залив встретил катера сплошной стеной тумана. Густая его пелена закрыла море, берега. Видимость 30-50 метров. Пришлось сбавить ход до малого и идти "на ощупь", используя для навигации единственное средство – компас. Визуальная связь между катерами нарушилась, каждому пришлось продвигаться самостоятельно, - и это в непосредственной близости берега, занятого противником. Четыре катера не смогли  в тумане дойти до Скадовска, сели на мель в районе острова Джарылгач и где-то на побережье у порта Хорлы.

            С восходом солнца туман стал рассеиваться и приподниматься. Появилась реальная угроза со стороны авиации противника. В штаб АЭ поступило приказание – разыскать севшие на мель катера и прикрыть их от возможных атак авиации противника.

            Раннее утро. Туман стоит над аэродромом еще плотной пеленой, а техсостав АЭ, поднятый по тревоге, уже трудится под руководством инженера эскадрильи старшего техника-лейтенанта Роя, по подготовке самолетов к вылету. Практически самолеты постоянно и, как правило, ещё с вечера готовы к полетам: заправлены топливом, снаряжены боезапасом. Остается только снять чехлы, прогреть и опробовать двигатели, на что уходят считанные минуты.

            Как только туман  немного рассеялся в воздух взмыли две пары истребителей: капитан Иван Марченко с ведомым младшим лейтенантом Владимиром Виноградовым и лейтенанты Алексей Гавриш  с Данилом Максимовым. Первой паре поставлена задача обследовать северное побережье Каркинитского залива вплоть до линии фронта, второй – район острова Джарылгач.

            Остальной летный состав во главе с командиром эскадрильи капитаном Юлием Николаевичем Новиковым на  командном пункте эскадрильи с нетерпением ждет сообщений по радио от экипажей взлетевших самолетов. Время тянется медленно. Проходит пять, десять. пятнадцать минут, а донесения все нет и нет. Но вот, наконец из динамика слышен голос Гавриша: "Крона, Крона, я Зоркий – шесть, я Зоркий - шесть, вижу катер у восточного берега …вижу второй катер", и сообщает его координаты.

            Немедленно, адъютант эскадрильи старший лейтенант Васильев, передает данные об обнаруженных катерах в штаб моряков. Ю.Новиков приказывает Гавришу барражировать у катеров, прикрыть их от возможного налета самолетов противника.

            Через несколько минут поступает доклад и от Марченко: "Вижу два катера у береговой черты, в двух километрах восточнее порта Хорлы!". Смотрим на карту: так это же совсем рядом с линией фронта !.

            Туман почти рассеялся, лишь проносит его отдельные волны. Облачность над катерами 2000 метров. Марченко с Виноградовым, набрав высоту, продолжают барражировать под облаками зорко всматриваясь в воздушное пространство.  Немцы-то  наверное уже обнаружили катера, так что надо держать "ухо востро" (вернее глаз). Опасения оказались не напрасными. Через несколько минут Марченко видит как со стороны Крыма, под самой кромкой облака появилось четыре, а затем еще две еле видимые точки. Вот они прямо на глазах увеличиваются и уже четко видно, что к катерам устремилась шестерка мессершмидтов; нужно немедленно сорвать атаку. Марченко командует: " десятка, за мной, атакуем", и бросает свой самолет наперерез врагам, открывая огонь из всех крупнокалиберных пулеметов по ведущему, Виноградов стреляет по второму самолету. Трассы ложаться прямо пред носом вражеских самолетов и делают свое дело. Немцы, не открывая огня, взметнулись вверх.

В эфире голос Марченко: "Ведем воздушный бой с шестеркой истребителей противника .. прошу поддержки…" Командир эскадрильи немедленно дает команду Гавришу: "Зоркий-шесть, зоркий-шесть, следуйте Порт-Хорлы, высота 2000 метров, двойка ведет бой с шестеркой истребителей противника".

В ответ голос Гавриша: "Крона, я Зоркий-шесть, вас понял, выполняю".

Новиков понимает , что вести парой бой на "Киттихаук" с шестеркой истребителей дело тяжелое, тем более что самолеты МЕ-109 легче и маневреннее самолетов "Киттихаук". Но поднять в воздух еще хотя бы  пару истребителей нет возможности – очередная волна тумана плотной пеленой закрыла аэродром. И все-таки дает команду: Карпов, Маркасов, Крылов, Богданов, - по самолетам. Летчики стремглав выскакивают из штаба. Занимают места в кабинах, одевают парашюты, пристегивают ремни, ждут команды на вылет. А такой команды нет и нет. Туман окутал аэродром. Взлететь в таких условиях невозможно. Тем временем наша пара ведет бой. У немцев расчет прост. Имея численное преимущество, связать действия нашей пары четверкой МЕ-109, а МЕ-110, как самолетам с более мощным вооружением, атаковать торпедные катера. МЕ-110 устремляются на катера, наша пара, не обращая внимания на наседаюших МЕ-109 атакует пикирующие самолеты одновременно маневрируя и уклоняясь от атак МЕ-109. Но силы уже слишком не равны. В процессе одной из атак МЕ-110, Виноградов не успевает увернуться от атаки МЕ-109 и очередь прошивает его самолет. Загорелся двигатель и сам летчик смертельно ранен. Самолет со снижением и шлейфом дыма продолжает какое-то время лететь в направлении берега и падает севернее порта Хорлы. Марченко, оставшись один, продолжает отбиваться от наседавших на него истребителей противника, срывает очередную атаку МЕ-110 по катерам. И вот немцы, или израсходовав запас топлива, или, увидев  приближающуюся пару наших истребителей, разворачиваются в сторону Крыма и  выходят из боя.

Так ценой жизни комсомольца, младшего лейтенанта Владимира Виноградова, была сорвана попытка гитлеровцев, так и не сделавших практически ни одной прицельной атаки,  уничтожить наши торпедные катера. Один из участников этого перехода – феодосиец, Герой Советского Союза, контр-адмирал С.Н.Котов.

Самолет младшего лейтенанта Виноградова был найден в трех километрах севернее порта Хорлы, а останки летчика преданы земле близ совхоза, расположенного в 4-5 км. восточнее Скадовска. Ему было 19 лет.


<<Назад Продолжение>>
|Главная|
Пишите мне
Hosted by uCoz