В 1966 году в СССР начались исследования перспективного трехкоординатного авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (АКРДН), предназначенного для замены первой отечественной авиационной системы радиолокационного дозора Ту-126 с двухкоординатным радиолокационным комплексом "Лиана", принятой па вооружение в 1965 году. По сравнению со своим предшественником новый комплекс должен был обладать способностью обнаруживать цели на фоне земли, одновременно определяя их высоту, что позволяло использовать АКРЛДН для введения истребителей. В 1969 году в НПО "Вега-М" под руководством генерального конструктора В.Иванова приступили к разработке нового радиолокационного комплекса, получившего наименование "Шмель". Для отработки новой аппара гуры в полетных условиях был задействован один из серийных самолетов Ту-126. Одновременно в ОКБ им.А.Н.Туполева приступили к разработке усовершенствованного варианта Ту-126, оснащенного четырьмя ТРДД на подкрыльевых пилонах и новым шасси стремя основными опорами. В качестве альтернативно рассматривался и вариант АКРДН на базе перспективного военно-транспортного самолета Ил 76. Однако прекращение серийного производства самолетов Ту-114 и Ту-126 на Куйбышевском авиационном заводе (где началось освоение производства Ту-142 и Ту -154), а также успешная реализация программы создания ВТС Ил-76 сделали использование этого самолета для размещения АКРДН более предпочтительным.
Новый самолет дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения, созданный при участии Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г М.Бериева. получил обозначение А-50. Его поступление в части авиации войск ПВО страны началось в 1984 году (в том же году был спя г с вооружения самолет ДРЛО Ту-126), а в 1985 году АКРЛДН А- 50 был официально принят на вооружение.
А-50 может применяться для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов Вооруженных Сил о воздушной и надводной обстановке, применяться для управления самолетами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить воздушным командным пунктом.
Комплекс А-50 предназначен для обнаружения и опознавания воздушных объектов (в том числе и Maлоразмерных крылатых ракет типа ALCM и "Томагавк"), определения их координат и параметров движения, выдачи информации на командные пункты, наведения истребителей, а также вывода самолетов фронтовой авиации в район наземных целей. Возможно использование А-50 и для обнаружения морских целей
Тактико-технические характеристики
самолета А-50:
Год принятия на вооружение - 1984
Размах крыла - 50,5 м
Длина самолета - 46,59 м
Высота самолета - 14,8 м
Максимальный диаметр фюзеляжа - 4,8 м
Площадь крыла - 300 кв.м
Масса, кг
- нормальная взлетная - 190000
Тип двигателя - 4 ТРД ПС-90А
Тяга - 4 х 16000 кгс
Максимальная крейсерская скорость - 800 км/ч
Практическая дальность - 7500 км
Практический потолок - 12000 м
Экипаж - 5 чел + 10 РТК
Модификации самолета:
А-50 - первая серийная модификация.
А-50М - модернизированный вариант самолета А-50М, оснащенный усовершенствованным
радиолокационным комплексом.