Самолет разработан на базе Ан-72 в начале 80 х годов для выполнения транспортных операций в условиях крайнего севера (прототип самолета имел обозначение АН 72А, Антарктический. Серийный выпуск самолетов Ан-74 был начат в 1989 году.
По сравнению с базовой моделью самолет имеет более совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование, в частности - более мощный радиолокатор. На нем установлена новая эффективная противообледенительная система, усовершенствованная система обогрева и вентиляции кабин, в соответствии с новыми задачами изменена компоновка кабины пилотов и грузовой кабины, появилась возможность замены колесного шасси лыжами Ан-74 успешно прошел сертификацию, о его высоких эксплуатационных характеристиках свидетельствует, например, факт посадки самолета этого типа под управлением С. Горбика на подготовленную на льдине взлетно-посадочную площадку длиной 600 м. При этом полярникам был доставлен груз массой 2000 кг.
Удачная конструкция Ан-74 послужила основанием для разработки транспортных самолетов АН 74Т-100 и Ан-74Т-200А, предназначенных для перевозок 10 т груза (в том числе на рампе - 1 т) со скоростью 600-700 км/час на дальность 1350 км. С грузом 3 т дальность полета составляет 4200 км. Самолеты могут систематически эксплуатироваться на аэродромах как с бетонным, так и с грунтовым галечным покрытием. В отличие от Ан-74Т-200А, экипаж которого состоит из двух человек, самолет Ан-74Т-100 имеет увеличенный до 4 человек экипаж и предназначен для выполнения полетов повышенной сложности. Оба самолета имеют сертификаты летной годности.
Проведенный АНТК "Антонов" анализ грузоперевозок показал, что экономически выгодно грузовые и пассажирские перевозки осуществлять одним самолетом, который в короткое время может быть переоборудован (конвертирован) из пассажирского в транспортный и наоборот. Исходя из этого, на базе транспортного самолета Ан-74 были созданы конвертируемые варианты Ан-74ТК-100 и Ан-74ТК-200.
По желанию заказчика кабина экипажа может оборудоваться:
- на четыре человека: командир, второй пилот, штурман, борттехник (вариант Ан-74ТК-100);
- на два человека: командир и второй пилот (вариант Ан-74).
В пассажирской кабине самолетов обоих вариантов размещены складывающиеся пассажирские кресла. Вдоль обоих бортов установлены также складывающиеся закрытые багажные полки с осветительным и кислородным оборудованием, динамиками, кнопками вызова проводника. В передней части кабины предусмотрено место для бортпроводника, здесь же находится и небольшая кухня. На самолете имеется также стационарный туалет с необходимым набором сантехнического оборудования. Для обеспечения аварийной эвакуации пассажиров самолет имеет четыре аварийных выхода. Вход и выход пассажиров в нормальном режиме осуществляется через грузовую рампу, дополненную откидным трапом. В хвостовом отсеке фюзеляжа размещены вместительные багажные полки для ручной клади. Багажный отсек отделен от пассажирской кабины жесткой легкосъемной перегородкой.
Конвертируемость самолета достигается благодаря установленному на нем комбинированному комплексу транспортного и пассажирского оборудования, позволяющему в короткое время переходить от одного варианта к другому.
При перевозке груза:
- кресла складываются и пристегиваются к бортам самолета,
- багажные полки складываются и закрепляются на бортах фюзеляжа в потолочной части пассажирской кабины;
- перегородки и багажные полки демонтируются с рампы и закладываются в специально отведенные для них места на самолете.
При подготовке к перевозке пассажиров эти операции выполняются в обратной последовательности. Передняя часть пассажирской кабины ограничена силовой перегородкой, выполняющей роль барьерной стенки для защиты экипажа при аварийной посадке с грузом. Самолет оснащен бортовым погрузочным устройством и лебедкой.
На линиях с постоянным грузопотоком самолет может быть оснащен рольганговым оборудованием для загрузки и швартовки поддонов и контейнеров. Перевозка грузов возможна в контейнерах LD-3, LD-6 или спакетированными на поддонах 2L3P и LD-3 pallet.
На самолетах Ан-74ТК-100 и Ан-74ТК-200 установлены двухконтурные турбореактивные двигатели Д-36 серии ЗА, обеспечивающие сохранение постоянного значения взлетной тяги до температуры наружного воздуха +33° С.
Наличие вспомогательной силовой установки, бортовых средств погрузки-выгрузки грузов, шасси с пневматиками низкого давления обеспечивают автономную эксплуатацию самолета как на взлетно-посадочных площадках с искусственным покрытием, так и грунтовых аэродромах.
Высокое расположение двигателей исключает попадание в воздухозаборники посторонних предметов при взлете и посадке далее при эксплуатации на галечных аэродромах.
Другой модификацией Ан-74 является вновь разработанный Ан-74ТК-300, главным отличием которого от существующих образцов является перенос двигателей под крыло на пилоны. По информации АНТК "Антонов", на этой модификации достигнуто увеличение в 1,5-2 раза транспортных возможностей и существенное улучшение его экономической эффективности.
Основные тактико-технические характеристики самолета:
Год принятия на вооружение - 1989
Размах крыла - 31,89 м
Длина самолета - 28,07 м
Высота самолета - 8,65 м
Площадь крыла - 98,62 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 19000
- максимальная взлетная - 35000
Тип двигателя - 2 ТРД Прогресс (Лотарев) Д-36
Тяга - 2 х 6500 кгс
Максимальная скорость - 700 км/ч
Крейсерская скорость - 600 км/ч
Практическая дальность - 4300 км
Дальность действия - 2800 км
Практический потолок - 11800 м
Экипаж - 2-4 чел
Полезная нагрузка: 52 пассажира или до 10000 кг груза