Опытный прототип Ка-52 на 85% создан на базе "Черной акулы". Конструкторы постарались, чтобы потяжелевший на тонну вертолет не потерял уникальных боевых качеств Ка-50. Напротив, у двухместного Ка-52 появилось больше возможностей в ночном бою, он теперь способен работать в группе, в постоянном контакте с наземными командными пунктами. Этот вертолет впервые в мировой практике может дать бой воздушному противнику. В разработке "Аллигатора" приняли участие иностранные компании. Французская "Thomson", например, изготовила радиоэлектронное оборудование и телевизоры. Серийно Ка-52 будет производиться на Арсеньевском авиационном комплексе "Прогресс", который в ближайшее время последует примеру фирмы "Камов" и войдет в состав ВПК "МАПО". Вступление в мощную группу, считают эксперты, создаст хороший инвестиционный климат для запуска в серию новой машины. Руководство ВПК "МАПО" в свою очередь подтвердило, что производство боевых вертолетов станет одной из приоритетных программ в концерне. По одной из версий "Аллигатор" готовится как экспортный вариант, в то время как Ка-50 будет больше ориентирован на внутренний рынок. В боевой авиации мира вертолеты подобного класса традиционно двухместные. "Черная акула" рассчитана на одного пилота, а роль оператора оружия по принципу одноместного самолета-истребителя выполняет автоматизированный бортовой комплекс. Ка-52, напротив, не противоречит сложившимся правилам и, кроме того, может выполнять функцию учебно-тренировочной машины. По некоторым данным, стоимость Ка-52 колеблется в пределах $20 млн. Учитывая возможности вертолета, эксперты считают, цена будет привлекательной для потенциальных покупателей. Машина настолько новая, что сейчас ее трудно сравнивать с вертолетами западных конкурентов: "Апач" (США), "Тайгер" (Германия-Франция), "Ройвалк" (ЮАР). По критерию "эффективность-стоимость" Ка-52 оставляет далеко позади своих соперников. Вертолет Ка-52 может применяться для решения целого круга сложных задач: для уничтожения танков противника, для борьбы с медленнолетящими воздушными целями, для проведения разведки и поддержки сухопутных войск. Ка-52 сохранил практически все боевые возможности Ка-50, он находится на уровне лучших боевых вертолетов мира, хотя по некоторым летным показателям он все же уступает своему одноместному прототипу. Ка-52 имеет идентичное управление с двух рабочих мест. Оба пилота при необходимости могут взять на себя управление вертолетом и оружием. На вертолете установлена система аварийного покидания вертолета. Она обеспечивает спасение двух членов экипажа практически во всех возможных в бою ситуациях. На Ка-52 установлены два катапультных кресла К-37 и система отстрела лопастей винтов. Ка-52 имеет большие боевые возможности при работе ночью и в сложных метеоусловиях, чем одноместный Ка-50. Размещение летчиков в кабине по схеме "бок о бок" упрощает взаимодействие членов экипажа, уменьшает время на принятие решения по физическому состоянию или катапультированию второго пилота. Фонарь двухместной кабины выполнен как на самолетах Су-24 и F-111, что обеспечивает экипажу хороший обзор и комфорт. По уровню бронирования кабины экипажа Ка-52 не имеет аналогов в мире. Боевой вертолет Ка-52 может рассматриваться как учебно-боевая машина, так как он решает проблему тренировки в воздухе экипажей "для себя" и для одноместного Ка-50. |