Учебно-тренировочный самолет (УТС) нового поколения, предназначенный для
подготовки летчиков истребителей типа МиГ-29 и Су-27, а также перспективных
боевых машин, начал разрабатываться в ОКБ им. А.И.Микояна в инициативном порядке
во второй половине 1980-х годов. Для самолета была выбранa нормальная
аэродинамическая компоновка с прямым крылом, Т -образным оперением и Тандемным
pacположением кресел летчика и курсанта. В качестве силовой установки
предполагалось использовать два ТРДД DV-2 (2200 кгс). Летные характеристики
готового УТС должны были обеспечивать быстрый и "экономичный" переход молодых
летчиков с учебного самолета на боевой. В дальнейшем этот самолет, параллельно с
самолетами М-200 (ОКБ им. Мясищева), Як-130 (ОКБ им. Яковлева) и С.54 (ОКБ им.
Сухого), принял участие в конкурсе проектов перспективных учебно-тренировочных
самолетов для совет ских ВВС. Новый УТС должен был заменить самолеты L- 29 "Дельфин"
и L-39 "Альбатрос" чехословацкого производства. В мае 1992 г. в "финал" конкурса
вышли проекты МиГ-АТ и Як-130, работы по которым были продолжены при поддержке
ВВС.
Однако "обвальное" уменьшение государственного финансирования
оборонного заказа обусловило усиление экспорной составляющей программы МиГ-АТ,
Первоначально рассматривалась возможность "интернационализации" программы за
счет вовлечения в нее южнокорейской фирмы Дэу (которая, в частности, должна была
производить для самолета консоли крыла из углепластика). Однако в октябре 1992
г. было заключено соглашение о сотрудничестве по программе МиГ-АТ с Францией.
Было принято решение об оснащении самолета двигателями "Ларзак" 04 R20,
аналогичными применяемым на франкогерманских УТС "Альфа Джет". Во Франции была
закуплена партия ТРДД для установки на самолетах опытной серии. В дальнейшем
двигателями "Ларзак" французского производства предполагается оснащать самолеты,
предназначенные для поставок на экспорт. На экспортном варианте УТС МиГ-АТ было
решено применить также авионику французской фирмы Секстант Авионикс. В сентябре
1987 г. во время визита в Россию Президента Франции Жака Ширака были подписаны
соглашения о поставках французских двигателей и авионики для 15 самолетов МиГ-АТ.
УТС, предназначенные для российских ВВС и ВВС стран СНГ планируется оснащать
российскими приборным оборудованием и ТРДД "Авиадвигатель" РД -1700, имеющими
большую мощность и лучшие эксплуатационные характеристики, чем французский
аналог
Подверглась изменениям и конструкция планера самолета. Так, вместо Т-образного
оперенеия было решено примени горизонтальное оперение, расположенное у основания
киля.
Торжественная выкатка первого опытного самолета МиГ-АТ "821"
(с ТРДД "Ларзак" и французской авионикой) состоялась 18 мая 1995 г., а первый
поле - 21 март а 1996 г. (летчик испытатель-Роман Таскаев).
В ноябре 1997 г. начались летные испытания второго опытного
самолета ("823"), выполненного в учебно- боевом варианте МиГ-АТС. Учебно-боевой
самолет оснащен бортовым комплексом приборного оборудования, разработанным АО "Русская
авионика", имеет пять узлов внешней подвески, что позволяет ему решать боевые
задачи в конфликтах малой интенсивности. В дальнейшем машину предполагается
оснастить концевыми крыльевыми АПУ для ракет класса "воздух- воздух", что должно
довести число узлов внешней подвески до семи.
Всего планируется построить пять самолетов опытной серии -три
для летных и два - для статических испытаний.
Ведутся работы по созданию одноместного боевого варианта самолета -МиГ-АС,
ориентированного, в основном, на экспорт и являющегося аналогом английского
легкого штурмовика ВАe "Хоук"200. Исследуется возможность разработки палубного
варианта самолета (как в учебно-тренировочном, так и в боевом вариантах) со
складными консолями крыла, позволяющими уменьшить размах на стоянке до 6,50 м, с
тормозным гаком, приспособлениями для взлета с катапульты и другим специальным
оборудованием. Рассматривается вариант самолета МиГ-АТ для оснащения авиации
пограничных войск России.
По оценкам, потребности ВВС России составляют 200-250
самолетов типа МиГ-АТ, около 200 МиГ AT могут приобрести страны СНГ. Самолет
имеет высокий экспортный потенциал (потребность международного рынка оценивается
в 1000 -1500 единиц). Ведутся переговоры о поставках УТС МиГ-АТ Индии и ряду
других стран. Ориентировочная стоимость одного серийного МиГ-АТ в экспортном
варианте составляет около 12 млн. долл.
Powered by Voron |