Третья
Эскадрилья 30-го авиационного разведывательного Севастопольского
Краснознаменного полка ВВС Черноморского Флота была сформирована
в начале 1943 года. Основу её составила первая эскадрилья 9-го,
а затем 7-го авиационного истребительного полка ВВС ЧФ,
прошедшая с тяжелыми боями Украину, Крым и Кавказ. В середине
1943 года вновь сформированная эскадрилья приступает к
выполнению основной задачи – воздушной разведке портов, морских
коммуникаций , аэродромов и баз противника в обеспечение
действий авиации, кораблей, а также сухопутных войск
Черноморского театра. На вооружении, в основном, истребители
американского производства Р-4О "Киттихаук". Базируется, как
правило, в непосредственной близости от линии фронта для
обеспечения проникновения в тылы противника. Еще занят врагом
Новоросийск – эскадрилья базируется в Геленджике, ведет разведку
Новоросийска, Анапы, Керчи, Феодосии. Фашисты выброшены с
Кавказа и эскадрилья перебазируется на Таманский полуостров. С
полевого аэродрома в 5 километрах от Керченского пролива
крылатые разведчики летали под огнем противника до Ялты, чтобы с
помощью аэрофотосъемки и вызуально узнать о технике, вооружении,
дислокации войск, системах обороны морских портов в Керчи,
Камыш-Буруне, Феодосии, Двухякорной бухте, аэродромов Багерово,
Семь Колодезей, Владиславовка, Карагоз. Воздушное пространство
Крыма, подходы к объектам разведки тщательно охранялись
противником. Стоило разведчику приблизиться к полуострову, как с
аэродрома Багерово в небо поднимались "Мессеры" и "Фокеры". С
ними завязывали бой истребители прикрытия, а разведчики
устремлялись к объектам разведки. Аэродром Карагоз, где
находилась основная база фашистских
бомбардировщиков "Юнкерс-87-88", подходы к
феодосийскому порту имели несколько линий мощной защиты. Подойти
к этим объектам было очень трудно, - нужна была не только
смелость, но большая смекалка пилотов. По разведанным целям
сразу же наносили удары бомбардировщики Пятой воздушной армии и
штурмовики ВВС Черноморского Флота.
Предвидя неибежность конца, фашисты яростно сопротивлялись. Не
так уж часто при ведении разведки удавалось уклониться от боя, а
прикрывая действия других сил, разведчики сами навязывали
противнику воздушные схватки. Не всегда удавалось преодолевать
рубеж зенитно-артиллерийской обороны. Ярость и жестокость врага
не знала границ. При ведении разведки феодосийского порта и
аэродрома Карагоз были сбиты самолеты В.Кузнецова и Г.Кадущенко.
По сообщению одного из советских разведчиков, работавшего в тылу
врага, В.Кузнецов погиб при падении самолета. Григорий Кадущенко
выпрыгнул с парашютом и остался жив, но попал в руки местных
фашистских прихвостней. они выкололи ему глаза, отрезали уши,
нос, кисти рук, привязали к лошади и пустили её вскачь.
Обезображенный труп бросили гитлеровским волкодавам.
Победу над врагом помогали ковать взаимовыручка,
воинское братство. В сентябре 1943 года четверка истребителей –
разведчиков в составе: Марченко, Гавриш, Карпов, Максимов
возвращалась с разведки Феодосии и Керчи. На траверзе Анапы
летчики заметили группу наших торпедных катеров, яростно
отбивающихся от восьмерки "МЕ-110". По команде ведущего группы
старшего лейтенанта Марченко "Идем на выручку – атакуем !" вся
группа неожиданно навалилась на фашистов. Внезапность и дерзость
сделали свое дело – вот уже горят два "Мессера", остальные,
выйдя из боя, бросились наутек. А вечером в Геленджике летчики
были гостями катерников. Уклоняясь от их горячих объятий,
летчик Гавриш сказал:" Мы не сделали ничего особенного – просто
пришли к вам на помощь. Вы бы поступили также, попади мы в
беду". Этим словам вскоре суждено было подтвердиться В ноябре
1943 года после выполнения задания при проходе над Эльтигеном
снаряды "Эрликона" (немецкая зенитная установка) попали в мотор
самолета лейтенанта Н.Крайнего. Николаю ничего не оставалось,
как отвернуть в море и попытаться сесть на воду. Мастерски
выполнив маневр ему удалось посадить самолет, но ….до вражеского
берега было не более трех километров. Покинув тонущий самолет
Н.Крайний, предварительно побывав в ледяной купели, под огнем
противника двинулся в сторону Тамани на надувной спасательной
шлюпке, входившей в табельное снаряжение. Фашисты пытались его
захватить, но на помощь пришли торпедные катера. Под прикрытием
истребителей они спасли летчика. |