Летали и погибали, чтобы победить!

(Фронтовые воспоминания о битве за Крым)

Третья Эскадрилья 30-го авиационного разведывательного Севастопольского Краснознаменного полка ВВС Черноморского Флота была сформирована в начале 1943 года. Основу её составила первая эскадрилья 9-го, а затем 7-го авиационного истребительного полка ВВС ЧФ, прошедшая с тяжелыми боями Украину, Крым и Кавказ. В середине 1943 года вновь сформированная эскадрилья приступает к выполнению основной задачи – воздушной разведке портов, морских коммуникаций , аэродромов и баз противника в обеспечение действий авиации, кораблей, а также сухопутных войск Черноморского театра. На вооружении, в основном, истребители американского производства Р-4О "Киттихаук". Базируется, как правило, в непосредственной близости от линии фронта для обеспечения проникновения в тылы противника. Еще занят врагом Новоросийск – эскадрилья базируется в Геленджике, ведет разведку Новоросийска, Анапы, Керчи, Феодосии. Фашисты выброшены с Кавказа и эскадрилья перебазируется на Таманский полуостров. С полевого аэродрома в 5 километрах  от Керченского пролива крылатые разведчики летали под огнем противника до Ялты, чтобы с помощью аэрофотосъемки и вызуально узнать о технике, вооружении, дислокации войск, системах обороны морских портов в Керчи, Камыш-Буруне, Феодосии, Двухякорной  бухте, аэродромов Багерово, Семь Колодезей, Владиславовка, Карагоз. Воздушное пространство Крыма, подходы к объектам разведки тщательно охранялись противником. Стоило разведчику приблизиться к полуострову, как с аэродрома Багерово в небо поднимались "Мессеры" и "Фокеры". С ними завязывали бой истребители прикрытия, а разведчики устремлялись к объектам разведки. Аэродром Карагоз, где находилась основная база фашистских бомбардировщиков              "Юнкерс-87-88", подходы к феодосийскому порту имели несколько линий мощной защиты. Подойти к этим объектам было очень трудно, - нужна была не только смелость, но большая смекалка пилотов. По разведанным целям сразу же наносили удары бомбардировщики Пятой воздушной армии и штурмовики ВВС Черноморского Флота.

            Предвидя неибежность конца, фашисты яростно сопротивлялись. Не так уж часто при ведении разведки удавалось уклониться от боя, а прикрывая действия других сил, разведчики сами навязывали противнику воздушные схватки. Не всегда удавалось преодолевать рубеж зенитно-артиллерийской обороны. Ярость и жестокость врага не знала границ. При ведении разведки феодосийского порта и аэродрома Карагоз были сбиты самолеты В.Кузнецова и Г.Кадущенко. По сообщению одного из советских разведчиков, работавшего в тылу врага, В.Кузнецов погиб при падении самолета. Григорий Кадущенко выпрыгнул с парашютом  и остался жив, но попал в руки местных фашистских прихвостней. они выкололи ему глаза, отрезали уши, нос, кисти рук, привязали к лошади и пустили её вскачь. Обезображенный труп бросили гитлеровским волкодавам.

            Победу над врагом помогали ковать взаимовыручка, воинское братство. В сентябре 1943 года четверка истребителей – разведчиков в составе: Марченко, Гавриш, Карпов, Максимов возвращалась с разведки Феодосии и Керчи. На траверзе Анапы летчики заметили группу наших торпедных катеров, яростно отбивающихся  от восьмерки "МЕ-110". По команде ведущего группы старшего лейтенанта Марченко "Идем на выручку – атакуем !" вся группа неожиданно навалилась на фашистов. Внезапность и дерзость сделали свое дело – вот уже горят два "Мессера", остальные, выйдя из боя, бросились наутек. А вечером в Геленджике летчики были гостями катерников. Уклоняясь от  их горячих объятий, летчик Гавриш сказал:" Мы не сделали ничего особенного – просто пришли к вам на помощь. Вы бы поступили также, попади мы в беду". Этим словам вскоре суждено было подтвердиться В ноябре 1943 года после выполнения задания при проходе над Эльтигеном снаряды "Эрликона" (немецкая зенитная установка) попали в мотор самолета лейтенанта Н.Крайнего. Николаю ничего не оставалось, как отвернуть в море и попытаться сесть на воду. Мастерски выполнив маневр ему удалось посадить самолет, но ….до вражеского берега было не более трех километров. Покинув тонущий самолет Н.Крайний, предварительно побывав в ледяной купели, под огнем противника двинулся в сторону Тамани на надувной спасательной шлюпке, входившей в табельное снаряжение. Фашисты пытались его захватить, но на помощь пришли торпедные катера. Под прикрытием истребителей они спасли летчика.

Продолжение...
|Главная|
Пишите мне
Hosted by uCoz