Летали и погибали, чтобы победить!

(Фронтовые воспоминания о битве за Крым)

 Только что рассвело. Пара самолетов взлетела на разведку портов Ак-Мечеть, Евпатория, Севастополь и кораблей противника на морской дороге Севастополь – Констанца.

            Ведущий пары командир звена лейтенант Николай Крайний, ведомый – младший лейтенант Борис Крылов. Высота облачности 400-500м. Идут под облаками. Внизу море. Но вот показались берега Крыма. Над Ак–Мечетью появились неожиданно для врага. пулеметные трассы "Эрликонов" взметнулись лишь тогда, когда миновали порт. Наметанным взглядом, определены и сосчитаны плавсредства противника – это торпедные и сторожевые катера, несколько быстроходных десантных барж (БДБ) и самоходных артиллерийских понтонов "Зибель".

Дальше – курс на Евпаторию и Севастополь. Над Севастополем все такая же сплошная облачность на высоте 400-500 метров. О фотографировании его большой территории с многочисленными бухтами, не может быть и речи. Приходится ограничиться лишь визуальным наблюдением за кораблями в Северной, Южной бухтах и самолетами. На аэродроме Херсонес отмечено большое количество транспортных Ю-52 и истребителей МЕ-109 и FW-190.

Курс в море. В 30 километрах на запад обнаружен караван судов противника курсом на Севастополь: это гитлеровцы подбрасывают подкрепление в Крым – живую силу и технику. Ведь Гитлер приказал Крым удержать любой ценой. Определен тонаж транспортов и силы охранения. На КП передано донесение об обнаружении каравана.

Далее  на север на аэродром. Тридцать минут полета над безбрежным и пустым морем. Но так ли оно пустынно ?! На горизонте впереди по курсу показались точки. Что это ?Самолеты или корабли ? Несколько минут полета и видно, что это катера, идут на большой скорости в сторону Севастополя. вроде бы торпедные.Их пять. Идут в кильватерном строю. Лейтенант Крайний принимает решение штурмовать их. Прикрываясь облаками идут на сближение. Перевод в пикирование и вот двенадцать крупнокалиберных  пулеметов двух истребителей хлещут огнем по двум катерам. Но и катера ощетинились огнем своих пушек. Уже на дистанции открытия огня удалось рассмотреть, что это не торпедные, а сторожевые катера, имеющие сильное вооружение – "Эрликоны".

Вдруг Крайний почувствовал удар и из района двигателя повалил густой дым. Двигатель начал давать перебои и потерял мощность. Самолет стал терять высоту. Крайний отвернул в сторону берега и пошел на посадку. Передал по радио ведомому – смотри за мной,  иду на посадку. Море неспокойное. Волнение 3-4 балла. Ветер срывает белые гребешки волн. Удалось развернуть самолет вдоль  гребня волн, но очередной водяной вал захлестывает его. Крылов все время внимательно следит за своим ведущим. Видит, самолет коснулся воды, немного скользнул по поверхности и, вдруг, зарывшись крылом в воду, резко накренился, задрал хвост              и …. исчез под водой. Неужели все ? Неужели Николай погиб ?, мелькнуло в голове Крылова. Встал в вираж в районе приводнения до боли в глазах всматриваясь в место посадки. Кажется прошла вечность пока он увидел на поверхности какой-то предмет. Курс на него, высота 50-60 метров. И вот уже  отчетливо видно что всплыла спасательная лодка и рядом с ней в воде человек пытается влезть в лодку. Крылов видит, что Крайний машет ему рукой чтобы летел домой. Борис берет курс на берег, засекает время полета до береговой черты. Время кажется тянется слишком медленно. Наконец показался мыс Тарханкут, а прошло всего каких-то пять минут полета. Теперь скорее на аэродром, доложить командиру эскадрильи о случившемся, о месте посадки в море Крайнего. Остальной летный состав эскадрильи уже весь на командном пункте у радиостанции и в курсе дела. Командир АЭ капитан Новиков Ю.Н. дал команду своему заместителю капитану         Марченко И.Т. лететь четверкой на поиск Крайнего.

Показался самолет Крылова. С хода идет на посадку. Подруливает к КП, показывает по карте место посадки: 30 километров 270 градусов от мыса Тарханкут. Техсостав АЭ во главе с инженером Роем подготовили машины. Четверка истребителей взмывает в воздух. На поиск пошли капитан Иван Марченко с младшим лейтенантом Олегом Вороненко и лейтенанты Александр Карпов с Алексеем Гавришем. Курс на Тарханкут, а затем на точку в море где Крайний ожидает помощи.

Над Тарханкутом перестроились в строй фронта с интервалом 1,5-2 километра, чтобы при поиске обследовать большую площадь. Прошли пять минут полета, а в море ничего не видно. Начали поиск галсированием, рассредоточившись по площади. Найти маленькую лодочку в море не так-то просто, тем более что  море все в белых барашках. Но вот лейтенант Гавриш заметил на горизонте какую-то точку, быстро приближающуюся к району поиска. Проходит одна-две минуты и уже четко виден трехмоторный самолет  летающая лодка "Дорнье24" с немецкими опознавательными знаками. Энергичный разворот и вот уже самолет в перекрестии прицела. С первой же атаки   на двигателе возникает пожар, черный шлейф дыма обволакивает самолет, пламя перебрасывается на другие двигатели. Лодка идет на снижение и приводняется с большой вертикальной скоростью. От удара отламывается хвост. Экипаж выбрасывает надувную лодку и прыгает с самолета в неё. Продержавшись на плаву несколько минут самолет тонет. К этому времени капитан Марченко со своим ведомым обнаружили Крайнего, который приветственно машет руками. Значит жив и теперь как-то надо его спасать. а возможность одна - навести наши торпедные катера, которые уже вышли из Скадовска. Найти катера в море не составляет особого труда, так как они идут на большой скорости и белые водяные "усы" видны далеко. Плохо, что с ними нет радиосвязи. Приходится изъясняться  с командами катеров авиационными "жестами". Пролетая над ними, покачиваем с крыла на крыло и показываем курс следования в море направлением полета. Катера по подсказке изменили курс. Мы рядом, проносимся над ними, делаем  круг и опять вперед. Так сопровождаем в течении сорока минут. Вот уже что-то показалось на горизонте. Идем на сближение. Теперь уже ясно видна большая спасательная лодка, а в ней несколько человек. Это экипаж сбитого Гавришем немецкого морского разведчика. Катера точно наведены на лодку. Головной катер подошел к лодке, сбавил скорость. Мы с ведущим внимательно наблюдаем за происходящим на воде. Гитлеровцы ведут себя тихо, видимо, смирившись с неизбежностью попасть в плен. Перебираются  на катер. Катера разворачиваются и берут курс к своим берегам. Катерники решили, что дело сделано и можно идти домой. Но в море же еще наш летчик. как передать на катера, что надо спасать еще одного ?  Связи нет. Марченко делает полупереворот, вводит самолет в пикирование против хода катеров и дает заградительную очередь из пулеметов перед самым носом головного катера. Катера продолжают идти прежним курсом на север. Видимо не понимают, что от них хотят летчики. Еще разворот, еще одна очередь против их курса. Кажется поняли – разворачиваются. Теперь проще, надо навести на Крайнего. Направление движения показываем курсом полета самолета. Несколько минут полета и вот уже видны два барражирущих над Крайним истребителя. Это Карпов и Гавриш успели слетать домой, заправиться горючим и поджидают подхода катеров. Держим с ними по радио связь, передаем им катера, а сами, переведя работу двигателя на экономный режим , берем курс на аэродром. Удаляясь, слышим в эфире, что катера наведены, лейтенант Крайний уже на катере и все возвращаются домой.

Теперь на душе спокойно, товарищ спасен. Но как он себя чувствует ? Ведь пришлось около четырех часов провести в ледяной мартовской воде. Посадка. Спешим на КП доложить командиру эскадрильи о выполнении задания. Через несколько минут показываются самолеты Карпова и Гавриша. Идут бреющим на максимальной скорости. Почти над аэродромом делают традиционную "горку". Гавриш салютует очередью из всех пулеметов и выполняет "бочку" в честь победы,- сбитие вражеского самолета.

Теперь надо ждать часа два возвращения в порт катеров с нашим товарищем и пленным экипажем "Дорнье-24". Встречать катера в порт поехали нач.штаба эскадрильи лейтенант Васильев, летчики Максимов, Маркасов, Крылов. С нетерпением все ждем на КП их возвращения. Наконец показалась штабная полуторка. Выбираются из нее. У лейтенанта Крайнего перевязана голова. Повязка в крови, глаз затек, но держится бодро. Оказывается при посадке на воду ударился головой о прицел и рассек лоб. Замечаем, что он мертвецки пьян. Катерники приняли "срочные меры" по его немедленному согреванию после четырехчасового купания в студеной воде, дали выпить стакан спирта, а другим растерли. Кажется помогло. Но все-таки пришлось отправить его в госпиталь.

В нашем штабе впервые за войну находятся пятеро немцев со сбитого Гавришем  немецкого морского разведчика . Два летчика, штурман и два стрелка-радиста. На первых порах допрос ведется нами на пальцах и скудном запасе немецких слов, оставшихся в памяти от учебы в школе. Удалось определить кто из них летчик, кто штурман, кто радист. Базируется их разведчасть на озере близ Констанцы, выполняют разведывательные полеты над  морем, получили команду с катеров следовать в район мыса Тарханкут для подбора сбитого советского летчика.


<<Назад Продолжение>>
|Главная|
Пишите мне
Hosted by uCoz