|
||||
Учебно-тренировочный самолет Як-130 предназначен для замены в ВВС России и
других стран СНГ учебно-тренировочных самолетов L-39 и L-29 чехословацкого
производства Работы по созданию этой машины начались в рамках конкурса в котором
участвовали, также, ОКБ им А И Микояна (проект МиГ-АТ), П О Сухого (С-54) и ЭМЗ
им В М Мясищева (М-200) При создании самолета Як-130 учитывалось, что он должен
обеспечить подготовку летчиков как для существующих истребителей, так и для
перспективных самолетов пятого поколения, имеющих значительно более высокие
летные характеристики (в частности, обладающие "сверхманевреностью") Было решено
применить интегральную компоновку и стреловидное крыло, в сочетании с относи
гельно высокой тяговооруженностью, обеспечивающие характеристики маневренности
приближающиеся к соответствующим характеристикам новых истребителей на
дозвуковой скорости.
По итогам конкурса в "финал" вышли проекты МиГ-AT и Як-130, которые получили
поддержку ВВС Однако недостаточное финансирование потребовало привлечения к ее
реализации зарубежных партнеров
Основные российские участники программы, помимо АО "ОКБ им А С
Яковлева"-нижегородский авиационый завод "Сокол" и государственное предприятие
"Завод им Климова" (г Санкт-Петербург) Одновременно с созданием УТС Як 130 для
российских ВВС и ВВС стран СНГ осуществляе!ся международная программа Як/АЕМ
130, в которой кроме России участвуют Италия (представленная фирмой Аэромакки) и
Словакия Программа рассчитана до 20401 и предусматривает начало первых
коммерческих пост авок самолетов типа Як/АЕМ 130 в 2002-2004 гг
Серийный выпуск самолетов Як/АЕМ-130 предполагается осуществлять в России
(авиазавод "Сокол") и в Италии на фирме Аэромакки Экспортные Як/АЕМ-130
планируется оснащать словацким ТРДД DV 2, на российских Як-130 предполагается
устанавливать лицензионный вариант этого двигателя, который планируется
выпускать на заводе им Климова под обозначением РД-35 (межгосударственное
соглашение по двигателю РД-35 подписано между Словакией и Россией в 1995 году)
Разрабатываемый в настоящее время АО "А Люлька Сатурн" двигатель АЛ 55 (2500
кгс) рассматривав гея как перспективный вариант силовой установки для самолета
Як 130 и его возможных модификаций Отдельные элементы этого двигателя (в
частности, его газогенератор) соответствуют уровню пятого поколения Летные
испытания АЛ- 55 могут начаться в 2001-2002 г.г.
Торжественная выкатка первого опытного (летно-демонстрационного) самолет а
Як-130Д состоялась 30 ноября 1994 года, а первый полет был выполнен 25 апреля
1996 г В декабре 1998 г в ходе испытаний самолета Як-130Д в Италии был достигнут
угол атаки 42°
Серийные Як-130 должны отличаться от самолета Як-130Д измененной формой
фюзеляжа, обеспечивающей летчикам лучший обзор на взлетно-посадочных режимах
Постройку второго опытного Як-130, конфигурация которого соответствует
конфигурации серийной машины, предполагается завершить в Нижнем Новгороде до
конца первого полугодия 2000 года На заводе "Сокол" запущены в произведетво
также семь самолетов опытной серии и начато производство деталей длительного
срока изготовления для 10 самолетов установочной серии, предназначенных для ВВС
По оценкам специалистов фирм Як и Аэромакки, мировой рынок самолетов типа Як 130
оценивается в 1300- 1500 единиц
Кроме базового учебно-тренировочного варианта рассматриваются
различные возможные модификации самолета - учебно-боевой, легкий истребитель,
штурмовик (лигкий боевой самолет) Як-131 и т.п. Корабельный учебно-тренировочный
самолет предназначен для замены на российском флоте самолета Су-25УБШ, а также
для поставок на экспорт.